В музее истории культуры и быта кольских саамов в с. Ловозеро с 31.03.1988 года находится ценнейший экспонат: камень с петроглифами. Его называют иногда поэмой в камне. Как он там появился? Если спрашивают об этом работников музея истории села Ловозеро, то экскурсантам отвечают разное: то им его привезли геологи, то доставили археологи, то какой-то богатый меценат на вертолёте перевёз с родного места в музей, то звучит ещё какая-нибудь версия. И часто в публикациях отмечают, что на камне остался небольшой след от металлического троса, то есть с ним небрежно обращались при транспортировке.
Расскажу вам от первого лица историю о доставке этого камня в музей и откуда появился на нём след от троса.
Первые 6 камней с выбитыми фигурами у деревни Ивановка были открыты в 1973 г. В.Я. Шумкиным, во время археологической разведки по реке Поной.
В 1985 году мы впервые приехали в район Чальмны-Варрэ. Там в селе Ивановка (Ивановкой место стали называть по именам основателей этого поселения двух Иванов Артиевых) мы увидели плоские камни, на которые были вытащены алюминиевые лодки местных жителей. Подойдя ближе, разглядели на камнях выбитые рисунки. В следующий приезд увидели, как на одном камне с рисунками стоят овцы, а на другом - мужчина рубит дрова. Стало понятно, что никто не отвечает за сохранность этих артефактов с рисунками древних людей, и некому будет помешать выбить сверху надпись: «Здесь был Вася».
После возвращения в Ревду стали консультироваться, как можно сберечь эти памятники прошлого для следующих поколений и в то же время знакомить с ними наших современников. Обращался в отдел культуры Ловозерского райисполкома, в Мурманский комитет охраны памятников, к археологам, в частности к Н.Н.Гуриной, к директору музея г. Вадсё Г. Валингу (в Северной Норвегии тоже есть петроглифы) и к другим организациям, и специалистам. В результате выяснилось, что сохранить рисунки, выбитые на камнях тысячи лет назад можно двумя способами: сделать над ними стеклянный саркофаг, или вывезти в музей, под крышу.
Первый вариант, в середине 1980-х годов был нереален. Отделы культуры как всегда были не обременены денежными средствами. А эта стройка была бы не дешёвая. Следующий вопрос: где взять специалистов? Современных материалов, таких как поликарбонат тогда не было, а укрытие из стекла не долговечно, из-за вандалов. Также, сложность заключалась в том, что в половодье некоторые камни заливает водой. Было решено, чтобы спасти петроглифы, необходимо хотя бы один камень вывезти в музей. Сложность состояла в весе камня и в расстоянии, около 200 километров.
Пришлось взять инициативу. Вывезти камень, весом до 3-х тонн можно только зимой на санях трактором. До нас работники областного музея пробовали это сделать с помощью вертолёта, но камень оказался слишком тяжёлым. Специалисты отказались от этого варианта вывоза экспоната в более защищённое место.
Летом 1987-го года я и Эдуард Струков полетели на самолёте в Краснощелье. Договорились с местными жителями о заброске на моторной лодке по реке Поной в Чальмны-Варрэ. На месте был выбран самый интересный и удобный для транспортировки камень. С помощью домкрата подняли из земли и выложили под ним брёвна так, чтобы зимой было возможно переместить камень на сани. В холодное время глыбу не взять из замёрзшей земли.
Наступила зима, февраль. Договорился опять с директором совхоза «Тундра», чтобы в период зимнего завоза в Краснощелье, из этого села отправить трактор с санями в Чальнны-Варрэ, для доставки камня в Ловозеро.
Но в это время нами была запланирована ещё одна экспедиция: из Иоканьги в Ловозеро. Мы зимой делали такие вылазки, чтобы собрать больше исторической информации во время встреч с пограничниками, геологами, оленеводами, охотниками, рыбаками, военными и другими людьми, живущими на удалёнке. Ведь зимой проще преодолевать наши сложные территории с бесконечными озёрами и болотами. Уже заказали билеты на теплоход – Мурманск – Гремиха, машину до Мурманска. Параллельно был получен звонок из Ловозера с предложением трактора с санями примерно на это же время. Встал вопрос: от какой поездки отказаться, если важно ехать в оба места. Тогда ко мне подходят два моих товарища и предлагают помощь.
- «Камень готов к транспортировке?»
- «Да».
-«Ну, тогда важней тебе ехать в Иоканьгу, а мы камень сами привезём».
Мне, конечно, было и приятно это предложение, но было тревожно на душе. Был задан вопрос о понимании ответственности этого дела, и получен ответ:
-«Да что мы не понимаем? Справимся».
-«Только сделайте всё на совесть и сопровождайте его до конца. Мало ли чего может случиться в тундре. Да и одного тракториста оставлять не гоже».
С группой уехал на маршрут. Экспедиция заняла больше недели.
Приезжаю в Ревду, сразу с порога звоню по домашнему телефону жене одного из товарищей, чтобы узнать новости о двух помощниках, выехавших в Ивановку. Тогда мобильных телефонов не было. Трубку взял сам хозяин.
-«Как? Уже привезли камень»?
-«Нет, но скоро должен прибыть трактор с камнем в Ловозеро».
-«Почему не сопровождали груз»?
- «А что ему будет? Сани надёжные. Привязали хорошо. А мы самолётом улетели из Краснощелья, зачем нам мёрзнуть в тундре. Тракторист приедет в Ловозеро и позвонит нам».
Я в прострации. Что делать? Через несколько часов поступил долгожданный звонок: «Трактор с санями в Ловозере, но камня там нет. Он проломил брусья и вывалился, а где и когда, точное место потери тракторист не знает».
Всё. Приплыли. Я, конечно, сказал товарищу всё, что о нём думаю, что думал и что буду думать. Ведь это наша зима, пусть и начало марта. Сегодня может подняться пурга, заметёт следы от трактора. А где камень лежит? В болоте? На каком-то озере? В лесу? Это письмо из прошлого уйдёт от нас навсегда. (Мы потом полтора года не общались с этими ребятами. У каждого была своя правда. Ведь, по их мнению, они хотели мне помочь, но я не оценил эту инициативу).
Сажусь на машину в Ловозеро, за помощью к директору совхоза. Понятно, что у него и без меня забот выше головы, а тут я явился. Кроме того он и так всё время нам помогает. Но я пообещал, что не уйду из этого кабинета, пока он не согласится мне помочь, и если нужно, то встану на колени. Директор позвонил водителю вездехода, который оказался не совсем исправным и не заправленным горючим. Парень вошёл в моё положение, всё сделали, и на другой день, взяв ещё одного товарища, мы поехали на поиски камня с петроглифами. Нашли его километрах в шестидесяти от Ловозера. Лежит в мелком березняке!
Как снова погрузить этот тяжеленный камень в тундре, по пояс в снегу? Несколько дней там жили, в вагончике для рабочих. Ждали, когда придёт трактор с санями. Потом была целая эпопея с изготовлением приспособлений для подъёма и погрузки камня. Это производилось без крана, на неровной площадке, в тундре, в снегу. С огромным трудом и общими усилиями снова погрузили экспонат на платформу саней. Оттуда и на камне появилась царапина от троса.
В конце концов, сани с камнем встали рядом с музеем в Ловозере. Прошло несколько дней, неделя, две недели, три, а сани стоят не разгруженные. Спрашиваю у директора музея:
-«Вам, что не нужен этот подарок»?
- «Нужен, но кто затащит, он такой здоровенный. К кому не обращались, никто не хочет бесплатно переместить его в музей, а нам платить нечем».
Пришлось ехать в Ревду за инструментом, за лебёдкой. Мне взялся помочь Алексей Филяев и рабочий музея. В течение нескольких часов втроём с большим трудом и многими сложностями затаскивали эту громадный камень в музей, где оставили его на входе, там он и стоит по сей день, только обрастает легендами, которые придумывают, как ни странно, работники культуры и истории.
Хорошо, что взяли в музее с. Ловозеро акт приёма этого путешественника с приключениями за номером 7443, наверно, самого ценного из всех экспонатов музея. В этом акте записано, что 31-го марта 1988-го года камень с наскальными рисунками сдал: руководитель группы «Поиск» Комаров А.Б., а принял зав. Ловозерским отделом Мурманского Областного Краеведческого Музея Кулинченко Г.А. Эти данные хранятся у меня дома и в музее п. Ревда.
Комаров Александр Борисович