О «Хаукер-Харрикейне», что сейчас взмыл над поселком Ревдой, расположенным в самом центре Мурманской области среди гор и озер, стало впервые известно от оленеводов и геологов.
Информацией заинтересовались Александр Комаров, тогда председатель районного комитета ДОСААФ, и Виктор Синельник, тогда - первый секретарь РК ВЛКСМ. Несколько вылетов на вертолете в тундру на разведку, долгие поиски следов экипажа истребителя – и рождение идеи вывезти самолет для восстановления и установки его в виде памятника боевому братству народов в борьбе с фашизмом.
Фюзеляж и каркас крыльев у самолета были целыми, двигатель был снят и находился рядом, видимо в годы войны была попытка вывезти уцелевшие агрегаты машины.
Идею восстановить самолет поддержали руководители промышленных предприятий района, власти поселка, райком комсомола. Благородное дело нашло помощников среди населения Ревды, активно работала группа «Поиск» из школьников и учащихся СПТУ.
Восстановление истребителя проводили специально выделенные для этого классные специалисты Ловозерского горно-обогатительного комбината под руководством Владимира Цыпнятова. Он и его помощники Виктор Астахов, Владимир Кохан, Геннадий Жидков, Михаил Ананьев и Александр Маклаков – мастера на все руки: слесари, сварщики, механики. Работы шли с марта по декабрь 1988 года. Заинтересованно и много помогала администрация комбината, председатель исполкома поссовета Алексей Филяев.
Однако, когда работы подходили к концу и было принято решение об установке памятника, против этой идеи выступил первый секретарь РК КПСС Валерий Страхов. Нескольких его единомышленников объединяло единственно то, что «это будет памятник Черчиллю, английской промышленности и мировому империализму».
Харрикейн в Ревде
Здравый смысл все поставил на свои места: на собрании совета ветеранов войны района, а затем на общепоселковом сходе было решено: самолету «Харрикейн» в Ревде быть!
7 июля 1989 года памятник был сдан строителями, а 1 сентября к его подножию положили первые цветы нарядные первоклашки. На памятнике надпись: «Боевому братству народов в борьбе с фашизмом во второй мировой войне и в память о летчиках, не вернувшихся с боевых заданий и навеки оставшихся в болотах, горах, озерах и тундре Севера». С тех пор это единственный на территории бывшего СССР памятник «Харрикейну» (всего в мире на постаментах – три экземпляра этого самолета).
Ждали на открытие памятника англичан. Маршал авиации А. Силантьев прислал письмо: «В связи с вашей просьбой о приглашении на церемонию открытия делегации английских ветеранов мы обратились в наше посольство в Англии и попросили наших дипломатов оказать свое содействие…»
Но что-то не сработало в дипломатических каналах, и только почти через год англичане узнали о британской машине на российской земле. О ней в Англию сообщили жители г. Киркинеса (Северная Норвегия). В Ревде побывал корреспондент «Санди таймс» Джонатан Бэстэйбл. «Я расскажу об этом в Англии, - сказал он. – Большое символическое значение имеет то, что машина английская, а опознавательные знаки – советские. Мой народ оценит этот прецедент».
Харрикейн в Ревде
В настоящее время известно имя пилота «Харрикейна». Это - Александр Иванович Яковенко, летчик 78 «Сафоновского» авиаполка.
Капитан Яковенко А.И., 1909 года рождения, уроженец г. Кишинева, член ВКП(б) с 1932 года. Прибыл в часть ВМФ из Красной Армии в марте 1940 года и назначен начальником парашютно-десантной службы 72 авиаполка Северного флота. В октябре 1941 года назначен командиром эскадрильи 78 истребительного авиаполка Северного Флота. Исключён из списков личного состава ВМФ как не вернувшийся с боевого задания 29 октября 1941 года. Был награждён орденом Красного Знамени за успешное выполнение заданий командования.
Из статьи «Под северным небом» И. Ефремова.