ЛовозерьеЛовозерье

Ловозерский район Мурманской области

Снегоход - машина экстремальная, и кажущаяся простота управления ею обманчива. Опыт вождения мотоцикла, автомобиля и гидроцикла тут бесполезен. Но при желании научиться можно всему, главное - не повторять чужих ошибок.

Сразу уточним - передвигаться на снегоходах по дорогам общего пользования запрещено. И не в последнюю очередь из-за их неуправляемости на твердой поверхности: коэффициент сцепления лыж с асфальтом или бетоном практически равен нулю. Крутить рулем на проезжей части - смешить окружающих. Поэтому если на вашем пути появился асфальт, форсировать его нужно максимально быстро и под прямым углом, заранее убедившись, что на противоположном краю вас не ждут запорошенные бетонные столбики с тросами или кювет.

От простого к сложному

И снегоходная трасса, и бездорожье тем более таят немало опасностей. Отполированная ветрами снежная целина выглядит ровнее, чем бильярдный стол, скрывая от глаз ямы, лед, корни, бороны, грейдерные канавы и злейших врагов снегохода - пеньки. Поэтому первый опыт управления лучше приобрести в присутствии инструктора и на специальной учебной трассе. Если это недоступно, выберите ровный и хорошо просматриваемый участок поля или поляну и на скорости 30 - 40 км/ч проложите траекторию с прямиками, поворотами разной крутизны и небольшими буграми. Пробуя поворачивать, тормозить и прыгать, не спешите набирать скорость - куда важнее научиться правильно и технично выполнять все эти приемы.

Тормоза придумал трус

Любой опытный «снегоходовод» подтвердит, что для новичка главное - научиться останавливаться: чуть перетормозил, как гусеница забилась снегом и перевратилась в дополнительную лыжу. Но даже если техника торможения отработана, этого может оказаться недостаточно. Необходимо правильно соизмерять скорость с плотностью снега и температурой. Например, до -5° на рыхлом насте со 100 км/ч можно оттормозиться на 80 метрах, а в морозный день на укатанной в лед трассе не хватит и 180.

Поворот с вывешиванием

На малых (20 - 60 км/ч) скоростях снегоход «рулится» совсем как скутер. Но если у последнего «максималка» составляет чуть больше 50 км/ч, то даже плохонький советский снегоход без проблем разгоняется до «сотни», а приличная иномарка - и до двух. А вот на скоростях «за сто» приемы управления мотонартами больше всего напоминают езду на мотоцикле с коляской: у обоих заметна склонность к опрокидыванию в повороте. В таких режимах простого поворота руля недостаточно, чтобы заставить машину изменить направление, поэтому не стесняйтесь «помогать» ей, перенося свой вес внутрь радиуса поворота. И не забывайте сбрасывать «газ» перед началом виража - изменение развесовки дополнительно загрузит лыжи и поможет эффектно пройти поворот.

Упражнения на свежем воздухе

Научившись уверенно изменять траекторию движения, стоит отработать «облокачивание» на бугры. Поворачивайте у их основания, чтобы снегоход в фазе изменения направления наезжал на препятствие, и плавно добавляйте газ. Следующий прием - прыжки. Начинать нужно с такой скорости, чтобы машина только «облизывала» трамплин, но не прыгала с него. И помните, что завалить снегоход набок - секундное дело: достаточно в полете переместить корпус вправо или влево. Прыгать нужно строго перпендикулярно трамплину. А если почувствовали, что машина «пошла винтом», немедленно катапультируйтесь - целее будете. Чтобы приземлять аппарат на гусеницу, нужно в начальной фазе полета максимально сместиться назад. А если «в полете» не закрывать дроссель, то во время приземления снегоцикл выстрелит так, что дальше прыгать вы будете уже без него.

Проталины

На полях часто попадаются проталины. Вовремя заметить их не всегда удается. Если не растеряетесь и все сделаете правильно, то не пострадаете сами и не повредите снегоход. Максимально замедлите машину, а перед самым грунтовым участком резко откройте газ: передняя часть разгрузится, лыжи поднимутся, а гусеницам контакт с землей не противопоказан.

Водные процедуры

Избегайте мест, где проступает вода, особенно плотин и шлюзов, возле которых обычно выводятся горячие стоки, чтобы лед не повредил их механизмы. Если все же угодили в проталину, где лед перешел в воду или в ледяную кашу - не паникуйте, не пытайтесь повернуть либо сбросить газ. Постарайтесь преодолеть опасное место, плавно увеличивая обороты и сохраняя прямолинейное движение до выезда на твердый лед. На всякий случай сделайте «нунчаки Нептуна» (это пара ножек от табуреток с вбитыми до половины гвоздями или шурупами). Если все же провалитесь в полынью, то, используя «нунчаки», как альпинисты - ледоруб, гораздо легче выбраться на лед. Для удобства бывалые снегобайкеры связывают эти приспособления метровой веревкой, которую в поездках забрасывают за шею, а сами палки прячут в нагрудные карманы куртки. Если вы окажетесь в объятиях Нептуна, «нунчаки», во-первых, не потеряются, а во-вторых, быстро окажутся в руках. При этом надо позаботиться о том, чтобы не травмироваться «нунчаками» при падении.

Оставьте о себе память

Отправляясь на природу, соберите компанию хотя бы еще на двух снегоходах. Иначе даже пустяковая поломка или травма могут обездвижить вас, а это по «закону подлости» происходит вдалеке от населенных пунктов или дорог. И не забывайте: с морозом шутки плохи даже при нашем климате. Если же все-таки решили ехать в одиночку, сообщите знакомым свой примерный маршрут и время возвращения. Обязательно наличие рации или телефона, это такое же средство безопасности, как специальная снегоходная экипировка и шлем. В идеале должны быть еще навигационная система и спутниковый телефон. Дорого, но в случае неприятностей шансы выбраться невредимым резко вырастают. К тому же столь дорогую технику вовсе не обязательно покупать - можно одолжить или взять напрокат. Трубку нужно держать как можно ближе к телу, иначе на морозе батарея моментально сядет.

«НЗ»

Конструкция современной «иномарки» практически исключает ее поломку. Чтобы вывести снегоход из строя без специального инструмента, необходимо желание и приложение усилий. Самые распространенные поломки - обрыв вариаторного ремня и выход из строя свечей зажигания. Поэтому всегда необходимо иметь на борту запасные ремень и комплект свечей. Иначе ваши «мотонарты» легко превратятся в недвижимость. А пройти пешком по снегу даже пару километров в мороз не пожелаешь и врагу. Если снегоход застрял, избегайте интенсивного буксования - это приводит к его дальнейшему закапыванию и «сгоранию» ремня вариатора. Заглушите двигатель и вытащите машину на нетронутый участок снега. Выполнение этих многочисленных, но нехитрых правил гарантирует вам замечательное чувство свободы, которое может дать только снегоход.

Это нужно помнить

Этический кодекс североамериканского снегобайкера гласит: отдыхая на природе, забирайте с собой только фотографии и оставляйте после себя только следы. И хотя эти правила распространяются лишь на США и Канаду, знать и соблюдать их полезно всем сноубайкерам. Чаще всего на снегоходах катаются на курортах, обычно - по специально проложенным маршрутам. Это не означает, что нужно давить во всю - на курортах полно первооткрывателей школьного возраста. Если вы отправились в лес, старайтесь не разрушать гусеницами накатанные лыжни. Даже если до ближайшего санатория полкилометра и все просматривается, сбросьте газ - пожалейте уши отдыхающих. И напоследок о проблеме, актуальной именно для СНГ, - многие считают прогулку на снегоходе отличным способом проветрить «похмельные» мозги. Верный способ поплатиться за это жизнью.

Сергей Суховский

Источник: https://www.autocentre.ua/avtosport/moto/pravila-vozhdeniya-snegokhoda-snezhnyy-kovboy-291482.html

Вдохновляющие цитаты