Что не надо делать новичку?
Опыт - сын ошибок
Вопрос к ветеранам: чего не надо делать, катаясь на снегоходе, чтобы не сломать шею и не угробить аппарат?
Как говорил отец мне в детстве: если хочешь кататься на велосипеде, привыкай к мысли, что будешь падать. Я несразу въехал в смысл послания. Почему бы не кататься осторожно и
аккуратно, тем самым исключая аварийные моменты? Падать совсем не хотелось. Но со временем я понял, что мысль отца была в другом. Если входишь в новую тему, например вливаешься в ряды снегоходчиков, то и жизнь твоя обогатится новыми моментами, как позитивными (смотрите, парни, как я умею), так и негативными (о черт, вроде как я убрался). Классифицировать все снегоходные инциденты весьма не просто, но в принципе можно выделить и проанализировать основные травмоопасные ситуации.
Поле
Проблема российских бескрайних просторов, полей и лугов в том, что под снегом можно встретить впечатляющий спектр неприятностей. Это может быть и природный камень-валун, и потерянное осенью бревно, и забытая парочка секций плугов. Короче, под белым и пушистым снегом не все так хорошо, как может показаться. Идя хорошим ходом, километров под сотню (а как еще можно ехать по бескрайнему русскому полю?], и налетев на такое, в лучшем случае пробиваешь головой стекло и уходишь дальше по курсу уже без снегохода. В худшем - снегоход уходит следом. Что еще менее приятно. В первом случае при наличии шлема, как показывает статистика таких уборов, человек отделывается небольшими синяками и большим испугом. Снегоход - минус рычаги подвески, а иногда и амортизаторы. Когда кульбит совершается со снегоходом, все намного сложнее. В этом случае выиграет тот, у кого будет полная защита, то есть полноценный корсет с защитой позвоночника, типа Sinisalo, и, разумеется, нормальный шлем. Тогда есть шанс получить снегоходом сверху и остаться целым. Но лучший способ не получить сверху снегоходом -это следовать простому правилу прохвата по полям и лугам - прокладывая путь, первому не валить в полный газ. Первую дорожку делать лучше километров под 30, ну максимум 50. Понятно, что даже в этом случае убор обеспечен, но это минимальные потери и небольшие испуги.
Водоемы
Разумеется, речь идет о реально замерзших озерах и реках. Нет смысла в рамках этой статьи рассказывать о нюансах катания по открытой воде или давать советы, что делать, если под снегоходом начинает ломаться лед.
По льду ехать иногда приходится, потому как при прокладке длительного маршрута сафари неизбежно пересечение водоемов. Специфика льда это, с одной стороны, вроде как идеальная поверхность для движения на высоких скоростях, с другой - невысокая толщина снежного покрова и криминальные торосы и изломы. При хорошей видимости по льду можно ехать в нормальном скоростном режиме, но опять-таки лучше по следу опытного товарища с соответствующей дистанцией для торможения или изменения траектории, если товарищ убрался. Не ищите иро-нии, потому как опыт катания и природные нюансы вещи параллельные. Падают все, вопрос в количестве и качестве этого процесса.
Если снега мало, опасно при торможении или резком ускорении перейти в боковое скольжение. Это, наверное, один из самых криминальных моментов в практике катания. Потому как скользящий по льду снегоход, наверное, самое неустойчивое создание в мире. Даже маленький островок вмерзшего в лед снега или небольшой торос переведет боковое скольжение в кувырканье. Когда кувыркаешься с машиной весом 200-250 кг по чистому льду, не хочется делать прогнозы и давать советы. Больше повезет тому, кто на момент опрокидывания будет стоять, а не сидеть. Тогда есть шанс кувыркаться раздельно. Разумеется, мы говорим о том, что защита должна быть полной. Притом защита ног лучше всего дорогая, фиксирующая колени. Ботинок жесткий.
Понты
Понты можно классифицировать как не обоснованный мастерством необязательный элемент катания. Так, прохват по незамерзшему водоему практически реален, но этот прохват нужно изучать. Е реале при всей провокационной легкости маневра (сейчас дам газу и проскочу) есть нюансы. Летом возьмите убитое шасси за 3000 долларов на большую компанию и катайтесь на здоровье на мелководье озера. Из разряда пон-тов и прыжки на трамплинах. Природные холмы это не специальные трамплины, на которых экстремалы делают бэк-флип или показывают фристайл. В случае естественного трамплина стабильность вылета нельзя прогнозировать, и каждый новый прыжок будет равноценно сложен и экстремален. Лучшая школа прыжков - мотокросс. Потому учить по книжкам прыжки на снегоходах можно, но лучше психологию полета изучить реально на кроссовом мотоцикле, а практику на снегоходе оттачивать на искусственном небольшом трамплине.
В понтах большой процент травм и аварий. Смотрите, пацаны, как я могу, как правило, заканчивается плохо. Это такая масть людей, которых невозможно переубедить, просто следите, чтобы данный персонаж в сафари не оказался у вас за спиной. Пропустите, пусть уедет. Спектр его чудес весьма широк и опасен.
Лес
На самом деле правильно написать: елка или береза. В лес врезаться сложно, а вот словить лыжей дерево это запросто на первом же серьезном сафари с группой опытных товарищей. Стандартная ситуация - лидер идет в сафари практически на полную силу, за ним группа продвинутых то-варищей, далее люди с опытом, но с небольшой ленцой. Новички в хвосте. У них задача - не отстать, потому как вся колонна их ждет на контрольных точках (а ожидание на сафари не весьма приятное занятие). Потому новички в таких ситуациях «валят по полной»,
то есть несколько серьезней, чем им по силам. Сказать настоящему парню «не вали, мы тебя подождем» нереально. Потому в сафари с активным драйвом новичку надо или не ехать, пока не накатается ход, или надевать весь комплект защиты. Лес весьма коварен, и, если даже разминешься с березой, которая примет твой снегоход, следующая за ней елка может быть твоей. Плюс к корсету, шлему - защита коленей. Любая, не обязательно из карбона. Потому как при таком ударе ничего выкручивающего для ног нет, просто фронтальный удар коленом.
Горы
Горы в разных регионах России разные. Есть настоящие, большие, но убраться неприятно можно и на подъеме длиной метров 30. Так как опасна не высота горы, а угол подъема. Типичная ошибка новичков, когда они визуально неправильно оценили потенциал снегохода, покрытие и угол подъема. В результате снегоход не дотянул до вершины и пошел вниз. Самый распространенный сценарий -снегоход начинает съезжать назад вне зависимости от скорости гусеницы, райдер паникует, снегоход опрокидывается набок и кувыркается до основания горочки. Вариантов два - или сам по себе, или с райдером. У новичков, как правило, вариант неблагоприятный, потому как едут в гору они не стоя, а сидя. И уйти со снегохода в момент опрокидывания из положения сидя шансов мало. Однако мы обсуждаем не технику, а аварийные ситуации. Кувыркаться с горы комплектом весьма опасно. Прежде всего для шеи. Были бы у нас снега с высотой покрова, как в Канаде, тогда бы еще ничего. Но у нас не тот случай. И потому вроде как теоретический совет можно дать - кататься с защитой шеи, это такая специальная штука, типа воротника-тарелки, которая надевается на шею. И тем самым несколько ограничивает криминальную подвижность шеи. Но на практике, думаю, лучший совет начинающему, во-первых, пообщаться с более старшими товарищами, прежде чем штурмовать склон. Чтобы понять технику его прохождения, стойку, варианты ухода, как заблокировать снегоход на склоне и т. п. И второе: заучить главную истину - не падать с машиной. Пусть снегоход катится по склону сколько ему заблагорассудится. Это хоть и дорогое, но просто железо. Тем более при таких падениях страдает, как правило, пластик.
Заключение
Есть некие общие моменты, учитывая которые можно минимизировать некоторые негативные последствия. Так, стоя на ногах, а не сидя, при наезде на препятствие больше шансов просто отделиться от снегохода и перевести свое падение в скольжение, а не во фронтальное столкновение. На подъемах и спусках посадка должна быть оптимальной для придания снегоходу максимальной устойчивости, то есть компенсируем своим телом наклоны, контролируем ситуации с опрокидыванием и всегда готовы отделиться от снегохода в случае, если контроль потерян и снегоход пошел. Пусть идет. На льду будем осторожны с газом и тормозом и внимательны к покрытию. Если поверхность криминальная торосами, лучше на ногах идти, а не сидя. Если снегоход пошел в скольжение и вероятность переворота очевидна - надо отделяться, как в мотто GP, и уж лучше скользить за ним на задней точке, чем кувыркаться через голову. Полная качественная защита должна быть неким обязательным правилом. Русь славилась богатырями, но даже былинные герои сражались в латах, кольчугах и шлемах. Наверное, не трусоватей нашего были те парни.
по материалам журнала RedSleds