Ловозерье

Сайт о Ловозерском районе Мурманской области

Russian English Finnish German Norwegian Swedish
Российские саами
Саамские словари

Фотогалереи

Для открытия ветки дерева
нажмите значок "плюс"...

Случайное

Видео

Статья

Как надо вести себя при встрече с медведем. Памятк...
Как надо вести себя при встрече с медведем. Памятка.

Остановитесь! Сохраняйте спокойствие насколько возможно. Оцените ситуацию. Постарайтесь поскорее уйти с мед [ ... ]

Опрос

Вы житель

Посетители

  • Ваш IP : 54.224.108.189

18
Онлайн

QR-код страницы

QR-Code

Карнасуртский рудник

Карнасуртский рудникКарнасуртский рудник (рудник «Карнасурт») находится в Ловозерском районе Мурманской области, в 7 километрах от посёлка Ревда. По состоянию на 2008 год, рудник принадлежит Ловозерскому ГОКу (горно-обогатительному комбинату), управление которого находится в Ревде. На руднике ведётся подземная добыча лопаритовой руды — сырья для производства редких и редкоземельных металлов (тантала, ниобия, титана, и некоторых других). Название рудника происходит от горы Карнасурт (в переводе с саамского языка карнас — ворон, урт — гора, горная цепь).

На руднике действует шахтная узкоколейная железная дорога, имеющая наземные участки суммарной протяжённостью свыше 1 километра. Ширина колеи составляет 600 мм. Наземные участки полностью электрифицированы.

История (по материалам музея Ловозерского ГОКа)

Подготовка к строительству Карнасуртского рудника началась в 1938 году. В 1941 году, вскоре после начала Великой Отечественной войны, работы были прекращены. Активное строительство возобновилось в 1948 году. В июле 1948 года была начата проходка штольни «Главная», в августе — штольни «Подэтажная». Одновременно строились посёлки Ильма (в непосредственной близости от рудника) и Пятый километр (на берегу Кривого озера, в 10 километрах от рудника). В настоящее время посёлок Пятый километр является отдалённым северным микрорайоном посёлка Ревда.

Несмотря на то, что уже в 1948 году в числе первого оборудования, поступившего на строящийся рудник, были электровозы, в первые годы преобладала конная тяга. Вблизи стройплощадки были построены конюшни, рассчитанные на содержание нескольких сотен голов лошадей. Конная тяга использовалась как на поверхности земли, так и в строящихся штольнях.

Круглогодичной автомобильной дороги до стройплощадки в то время не было. Оборудование завозилось с большими сложностями по автозимникам со станций Оленья и Пулозеро Кировской (Мурманской) железной дороги. Основная часть работ на стройплощадке выполнялась вручную, невзирая на суровые природные условия. По готовым штольням вагонетки с породой вывозили в основном гужевой тягой. Почти все лошади, задействованные в штольнях, становились слепыми из-за работы в условиях полного отсутствия света.

В 1949 году были построены первые дома посёлка 8 километр (Ревда). Этот посёлок было решено разместить на удалении от рудника. Условия для жизни в Ревде были несравнимо лучше, чем в Ильме: посёлок строился в почти равнинной местности, покрытой лесом, тогда как Ильма находилась в горах, где нет деревьев и почти круглый год лежит снег. В 1950 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку было присвоено официальное наименование Ревда.

Строительство домов в посёлке Ильма продолжалось: в то время здесь не было автобусов и автодорог, пригодных для их движения, организовать массовую перевозку людей на расстояние 7 километров (от посёлка Ревда до рудника) не представлялось возможным. Ревда стала административным центром Ловозерского ГОКа, но почти все рабочие проживали в Ильме.

В 1950-х годах была налажена круглогодичная доставка руды по грунтовой автодороге от Карнасуртского рудника до станции Оленья (ныне Оленегорск). Посёлок Ревда приблизился к цивилизации, в нём началось строительство капитальных кирпичных домов. Гужевая тяга ушла в прошлое, на узкоколейной железной дороге Карнасуртского рудника стали использоваться контактные электровозы.

1 апреля 1967 года было начато строительство Умбозерского рудника, расположенного к юго-западу от посёлка Ревда. В том же году в Ревду пришла железная дорога из Кировского района. На окраине посёлка была открыта станция Ловозеро. С этого момента руда доставлялась автомобилями от Карнасуртского рудника до станции Ловозеро, далее отправлялась по железной дороге.

В 1970-х годах последние жители посёлка Ильма были переселены в Ревду. Позднее посёлок, в котором когда-то было много улиц, школа, клуб и другие учреждения, был снесён, о его наличии почти ничто не напоминает.

В 1973 году на Карнасуртском руднике завершилось строительство обогатительной фабрики. С этого времени рудник в основном приобрёл современный вид.

Важным событием в истории узкоколейной железной дороги Карнасуртского рудника стало строительство наземного участка от поверхностного комплекса до 15-й штольни. Наземный участок получил обиходное название «БАМ», это название со временем стало почти «официальным», его можно встретить даже в служебной схеме узкоколейной железной дороги. Протяжённость участка — почти 1 километр. Этот участок был непростым по условиям строительства, на нём имеется высокая насыпь с водопропускной трубой, через которую пропущена река Ильмайок. С вводом строй «БАМа» (ориентировочно в 1998 году) заметно сократилась дальность транспортировки руды по подземным путям.

С 1992 года Ловозерский ГОК переживал период острого кризиса. Добыча руды сократилась до минимума, работникам не выплачивалась заработная плата, существовала угроза затопления шахт и уничтожения предприятия. Численность населения посёлка Ревда сократилась почти в два раза.

В 2006-2007 годах была разграблена и уничтожена железная дорога Айкувен — Ловозеро. Посёлок Ревда лишился наиболее экономичного и надёжного вида транспорта — железнодорожного. С этого времени добытая руда отправляется автомобильным транспортом на станцию Оленегорск.

По состоянию на июль 2008 года, Карнасуртский рудник является действующим. На Умбозерском руднике производилась откачка воды (в случае её прекращения большая часть выработок была бы затоплена, после чего возобновить производство стало бы почти невозможно). Вероятность возобновления работы Умбозерского рудника оценивалась как низкая.  

 

Материал сайта: САЙТ О ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Погода

Ловозеро

Метеорология - наука точная.
Бубен надо держать в ЛЕВОЙ руке.

 

Другие источники

Астрономия

Солнце

21.07.2017
Восход 01:41
Заход 23:51
Ловозеро. Широта: 68.00638. Долгота: 35.01589.

Луна

Финансы

Курсы валют

к RUR

GBP
1
GBP
76,7302 -0,4263
USD
1
USD
59,0823 -0,1595
EUR
1
EUR
68,0037 -0,2725
NOK
10
NOK
73,0864 -0,1701
UAH
10
UAH
22,7941 -0,0351
SEK
10
SEK
71,0679 -0,3585
Дата: 21.07.2017
Источник: ЦБ РФ

Информация является справочной и может меняться в течение дня.

Банки

банки в районе Онлайн

 

Гороскоп

 

В гороскопы можно не верить, но читать надо регулярно

Праздники

Вчера:  Международный день шахмат. ЧТ
Сегодня:  День Казанской иконы Божией Матери (явление образа в Казани). ПТ
Завтра:  Колочская и Кипрская чудотворные иконы Божией Матери День работников торговли в России (4 года). СБ
В ближайщее время: 
через 02 дня: Всемирный день китов и дельфинов (31 год) День Коневской иконы Божией Матери Положение честной ризы Иисуса Христа в Москве День города Псков (1114 лет). ВС (23.07.2017)
через 03 дня: День Святой княгини Ольги. ПН (24.07.2017)
через 05 дней: День парашютиста День собора Архангела Гавриила. СР (26.07.2017)
через 06 дней: День преподобного Стефана Махрищского. ЧТ (27.07.2017)
через 07 дней: День PR-специалиста (PR-менеджера) (13 лет) День великого князя Владимира, во святом крещении Василия День системного администратора (сисадмина) (17 лет). ПТ (28.07.2017)

Фраза/анекдот

Российские саами
Саамские словари
  Яндекс.Метрика
 
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Ловозерье, 2011-2017
Авторизация