Ловозерье

Ловозерский район Мурманской области

Всегда под рукой

  • Единая дежурно-диспетчерская служба Ловозерского района
    ☎ 8 (81538) 40-012
    ✆ моб. +7 921-049-40-12.
    Международный аварийный
    С9 канал СВ (27,065 МГц).
    с.Ловозеро, ул.Пионерская, д.6.
  • Детский телефон доверия
    (Помощь анонимная и бесплатная): ☎ 8-800-200-0122
  • Памятка по номерам вызова экстренных служб
  • Администрация МО Ловозерский район
    с.Ловозеро, ул.Советская, д.10.
    Приемная: ☎ (81538) 41-308, факс: (81538) 41012
  • Администрация МО сельское поселение Ловозеро
    с.Ловозеро, ул. Советская,26
    Приемная: ☎ (81538) 40-557 (факс)
  • Администрация МО городское поселение Ревда
    пгт. Ревда, ул. Победы, д.29
    Приемная: ☎ (81538) 43-237
  • Участковый сёл Ловозеро, Краснощелье, Каневка, Сосновка
    Виноградов Олег Юрьевич
    с.Ловозер, ул.Юрьева, д.12
    Прием: вторник-пятница 18:00-20:00; суббота 14:00-16:00
    ☎ 8 902-282-37-18
  • Телефоны диспетчерских служб с.Ловозеро
    ✔ Электрики:
    ☎ 921-510-02-58 (круглосуточно при аварийных ситуациях).
    ✔ Сантехники:
    ☎ 41-211 (с 8.00 до 17.00),
    ☎ 921-515-74-08 (после 17.00, а также в выходные и праздничные дни).
    ✔ Газовая служба:
    ☎ 40-008 (круглосуточно)

Фотогалереи

Для открытия ветки дерева
нажмите значок "плюс"...

Российские саами Саамские словари

Случайное

Видео

Статья

Саами
Саами

Саамы - небольшой коренной финно-угорский народ Севера Европы. Основная масса саамов населяет Север Норвегии [ ... ]

Опрос

Вы житель

Посетители

  • Ваш IP : 54.82.112.193

34
Онлайн

QR-код страницы

QR-Code

Саами

 
...у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища - трава, одежда - шкуры, ложе - земля; все свои упования они возлагают на стрелы, на которые, из-за недостатка в железе, насаживают костяной наконечник. Та же охота доставляет пропитание как мужчинам, так и женщинам; ведь они повсюду сопровождают своих мужей и притязают на свою долю добычи. И у малых детей нет другого убежища от дикого зверя и непогоды, кроме кое-как сплетенного из ветвей и доставляющего им укрытие шалаша; сюда же возвращаются фенны зрелого возраста, здесь же пристанище престарелых. Но они считают это более счастливым уделом, чем изнурять себя работою в поле и трудиться над постройкой домов и неустанно думать, переходя от надежды к отчаянью, о своем и чужом имуществе; беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного - не испытывать нужды даже в желаниях...
 
Publius Cornelius Tacitus
Публий Корнелий Тацит (Publius Cornelius Tacitus). «О происхождении германцев и местоположении Германии» 98 г. I в. н.э.

Всё сказанное Тацитом о феннах относится к лопарям (лопь, лапландцы) - предкам современных саамов...


О саами

Флаг саами Флаг саами
Флаг и гимн саами

Саамы (лопари) - небольшой народ Севера Европы численностью около 31 тыс. человек. Основная масса саамов населяет Север Норвегии, Швеции и Финляндии (свыше 29 тыс. человек). Часть саамов живет в России, на Кольском полуострове (1,9 тыс. человек).

Самоназвание Кольских саамов - саами, саамь, саме, скандинавских - самелатс, самек. Свое название "лопари" народ получил, по-видимому, от соседей - финнов и скандинавов, от которых его восприняли и русские. Впервые название Лаппия (Lappia) мы встречаем у Саксона Грамматика (конец XII в.), а в русских источниках термин лопъ появляется с конца XIV в. Одни исследователи (Т. И. Итконен) производят слова "лопь", "лопарь" от финского lape, lappea - сторона, другие (Е. Итконен) связывают его со шведским lapp - место.

В последние годы как в литературе, так и в быту лопарей стали часто называть по их самоназванию - саамами.

Саамский язык относится к финно-угорской семье языков, но занимает в ней особое место. Лингвисты выявляют в нем субстрат, восходящий, по их мнению, к самодийским языкам.

Современный саамский язык распадается на ряд диалектов, различия между которыми довольно значительны. Исследователи делят всех саамов в языковом отношении на две ветви: западную и восточную. К последней относятся наряду с некоторыми группами саамов Финляндии (инари и сколтами) и саамы Кольского полуострова, которые говорят на трех диалектах: большинство - на иоканьгском и кильдинском, меньшая часть - на нотозерском. Саамы России знают сейчас также и русский.

У саамов можно выделить четыре основных хозяйственно-культурных типа. К первому относится наиболее многочисленная группа горных саамов, живущих преимущественно в Швеции, в небольшом числе - в Норвегии и Финляндии. Они занимаются главным образом горным оленеводством и ведут кочевую жизнь. Вторая группа - оседлые приморские или береговые саамы, к которым принадлежит большинство саамов Норвегии. Их основное занятие - морское рыболовство: летом и осенью - промысел семги, а весной - прибрежный лов трески. Третья группа саамов - так называемые лесные. Они населяют в основном лесные области Швеции и Финляндии и занимаются преимущественно охотой на дикого северного оленя и пушных зверей, а также лесным оленеводством. Образ жизни их полукочевой.

Саамы Кольского полуострова представляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую называют Кольскими саамами (лопарями). Их можно отнести к четвертому типу, определяющемуся сочетанием оленеводства, рыболовства и охоты и полукочевым, а последние десятилетия оседлым образом жизни.

Древняя история лопарей в настоящее время изучена еще недостаточно. Археологические раскопки, проводившиеся на территории Кольского полуострова, главным образом на его северном побережье и отчасти в южных районах, привели к открытию целого ряда стоянок, характеризующих деятельность человека в этих местах в разные периоды его истории.

На крайнем северо-западе Кольского полуострова, на полуострове Рыбачьем, Б. Ф. Земляковым и П. Н. Третьяковым в 1935 г. открыта своеобразная культура арктического палеолита, распространенная также на территории Северной Норвегии (культура Комса). Стоянки Кольского арктического палеолита, расположенные по древним береговым линиям, датируются примерно VII-V тысячелетиями до н. э.

Исследованием Кольского неолита занимались Г. Д. Рихтер, С. Ф. Егоров, А. В. Шмидт, Г. И. Горецкий. В последние годы значительная работа в этом направлении проведена Н. Н. Гуриной .

Неолитические памятники Кольского полуострова датируются III-II тысячелетиями до н. э. Древнее население, оставившее их, было, вероятно, полубродячими рыболовами и охотниками на морского и сухопутного зверя. В северных, прибрежных районах полуострова выявлены остатки поселений как летних, сезонных, расположенных на берегу моря, так и осенне-зимних, рассчитанных на более длительное пребывание людей и отстоящих от моря на расстоянии 3 или 4 км. В местах этих последних поселении найдены остатки жилищ полуземляночного типа. По мнению Н. Н. Гуриной, население стоянок было предками современных саамов.

Древняя культура Кольского полуострова обнаруживает сходство с неолитическими памятниками Карелии, главным образом северо-восточного побережья Онежского озера. Исследователи считают, что заселение Кольского полуострова древними людьми происходило с территории Карелии и, по всей вероятности, из ее северо-восточной части. Широкое заселение Кольского полуострова началось, по мнению археологов, не ранее конца II тысячелетия до н. э.

Впервые о лопарях Кольского полуострова под именем финнов упоминает скандинавский путешественник Оттар, который побывал на берегах Белого моря в IX в.

В русских источниках название лопъ, как уже говорилось, появляется только с конца XIV в., а до этого встречаются названия тре, тръ, т. е. Терская сторона. С XV в. начинают появляться сведения о лопарях в грамотах, актах, новгородских писцовых книгах и других письменных документах (упоминания о "дикой и лешей лопи", "лоплянах" и т. п.).

В далеком прошлом и еще в XVI-XVII вв. предки Кольских саамов занимали значительно большую территорию, населяя земли современной Карелии. Об этом свидетельствуют топонимика, а также новгородские писцовые книги, в которых упоминаются лопские погосты в Заонежье. С продвижением карелов на север лопари были постепенно вытеснены с этих земель. Но еще в середине XVIII в., как можно судить по сохранившимся от того периода рукописным картам, в Северной Карелии существовало два лопарских погоста - Орьезерский, на р.Чумче, к западу от Ковдозера, и Пяозерский, на юго-восточной оконечности Ругозера. Существование Пяозерского погоста в конце XVIII в. отмечал и Н. Озерецковский, где, по его сообщению, проживало 78 душ лопарей мужского пола.

Документы более позднего времени отмечают Кольских саамов расселенными уже только в пределах Кольского полуострова. В конце XIX - начале XX в. саамы населяли почти весь Кольский полуостров, за исключением части Терского берега - от Кандалакши до р. Пялицы, где преобладало русское население.

Родовой состав Кольских лопарей неизвестен. В одном из документов первой половины XVII в. имеется указание, что в погостах центральных, восточных и северо-восточных районов Кольского полуострова (Вороненском, Ловозерском, Семиостровском, Иоканьгском и Понойском) живет так называемая терская лопь. Все остальные лопари, населяющие районы к западу от нее, относятся к кончанской лопи. По мнению В. В. Чарнолуского,. к терским лопарям относятся не все из вышеназванных в составе терской лопи, а наиболее восточные из них: иоканьгские, каменские, понойские и сосновские, отличающиеся общими особенностями культуры. Ловозерские же, семиостровские и вороненские лопари составляют особую, так называемую срединную группу, отличную от терской. Лопари западных районов Кольского полуострова (кончанская лопь, по терминологии XVII в.), составляют третью группу, которая, как в языковом, так и отчасти в культурном отношении не представляет единого целого.

Первое проникновение новгородцев на берега Белого моря и на Кольский полуостров относится к XII в. Первое упоминание об уплате дани населением Терского берега новгородцам относится к 1216 г. В конце XIII и в начале XIV в. новгородцы полностью освоили Кольскую Лапландию.

В дальнейшем, с XV в., с падением Новгорода Лапландия начинает тяготеть к Московскому Великому княжеству, а затем входит в состав образовавшегося Русского государства. С этого времени начинается христианизация лопарского населения. От 1526 г. имеется летописное известие о крещении "дикой лопи" Кандалагской губы, где была поставлена церковь Рождества Ивана Предтечи. Большую роль в распространении христианства среди лопарей сыграл Печенгский монастырь, основанный в 1550 г. Трифоном, прозванным Печенгским. В 1556 г. два лопарских погоста, Печенгский и Мотовский, со всеми угодьями уже значились за Печенгским монастырем, пожалованной грамоте царя Ивана Грозного, а лопари этих погостов входили в число монастырских крестьян. Кроме этого монахи Печенгского монастыря постепенно осваивали близлежащие промысловые угодгя, Печенгский монастырь просуществовал до 1764 г.

Распространение христианства среди Кольских лопарей связано также с деятельностью Соловецкого монастыря. На Мурманском берегу монастырь имел угодья в Кильдинском погосте, Териберской губе и других местах.

К этому времени, т. е. ко второй половине XVI в., относится начало христианизации терских лопарей. На востоке полуострова, как явствует из грамот царя Ивана Грозного от 1575 и 1581 гг., в устье р.Поноя была построена церковь Петра и Павла. В XVII в. в районах расселения терских лопарей появляются угодья Антониево-Сийского монастыря (на р.Еконги). Крестного и Воскресенского монастырей (на реках Еконге и Поной).

Религиозная и миссионерская деятельность монастырей очень скоро уступила место хозяйственной и торговой. Монастыри стали важными торговыми и хозяйственными центрами в крае. Вместе с поморскими купцами монастыри являлись главными потребителями продукции местных промыслов (оленеводства, пушного, рыболовного и морского) и эксплуататорами местного населения .

В общественной жизни саамов долгое время и еще в начале XX века сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Все саамское население Кольского полуострова состояло из ряда обществ (Ловозерского, Семиостровского, Иоканьгского и др.), представлявших, по-видимому, какие-то территориальные объединения. Каждое саамское общество имело свое поселение - погост. Большинство обществ имело по два погоста: летний и зимний.

Погосты были, по всей вероятности, экзогамны. Статистических данных мы не имеем, так как этим вопросом никто не занимался, но, по рассказам, еще в первые десятилетия XX в. браки предпочитали заключать между жителями разных погостов.

У саамов в пережиточной форме сохранялся обычай общего распределения добычи, а также обычай взаимопомощи. Все промысловые угодья и охотничьи территории, как свидетельствуют материалы конца XIX - начала XX в., были разделены между погостами с правом наследственного владения.

В то же время у саамов в начале XX в. наблюдалось в какой-то мере имущественное расслоение и социальное неравенство. Наемного труда как такового в саамском обществе не было, но у крупных стадчиков коми малооленные саамы работали пастухами, отдавая свои небольшие стада им на выпас.

Саамы были широко втянуты в систему товарно-денежных отношений. А. Я. Ефименко описывает кабальную зависимость саамов от Кольских и поморских купцов, которые "захватили в свои руки снабжение лопарей предметами продовольствия, а также орудиями рыбной ловли, солью, порохом и всем необходимым. Самый взнос государственных податей и повинностей с лопарских обществ торговцы приняли на себя. В результате лопари превратились в неоплатных должников Кольских и поморских торговцев". Последние за ничтожную арендную плату пользовались лучшими местами рыбной ловли, за бесценок скупали продукцию рыбного и пушного промысла.

В конце XIX - начале XX в. территория расселения лопарей в административном отношении делилась на две волости: Понойскую (с управлением в селе Поное) и Кольско-Лопарскую (с управлением в г. Коле). Волости включали в себя лопарские селения-погосты. В Понойскую волость входили лопари, населявшие северо-восточные пределы Кольского полуострова, погосты: Сосновский, Каменски й, Иоканьгский, Лумбовский и Куроптевский.

Все остальные лопари, населявшие земли к западу от них, относились к Кольско-Лопарской волости, включавшей в себя следующие погосты: Экостровский, Кильдинский, Бабенский, Мотовский, Пазрецкий, Печенгский, Ловозерский, Вороненский, Семиостровский, Сонгельский.

Установление Советской власти на Кольском полуострове произошло в феврале 1920 г. В 1927-1928 гг. сельсоветы Мурманского округа, расположенные в пределах обитания лопарей, были преобразованы в туземные саамские советы, действовавшие на основе "Временного положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР", утвержденного ВЦИК и СНК РСФСР в 1926 г. В середине 1930-х годов на основной территории расселения Кольских лопарей было выделено два национальных района - Саамский и Ловозерский, население которых состояло кроме лопарей из коми, ненцев и русских.

В настоящее время большая часть саамского населения живет в Ловозерском районе (в 1964 г. он был объединен с Саамским).

Кольские саамы в конце XIX-начале XX в. жили не изолированно, а довольно тесно общались и местами жили чересполосно с другими народами. Прежде всего это были русские, общение с которыми насчитывает уже около восьми столетий.

Кроме русских в зоне расселения лопарей в конце XIX - начале XX в. жили карелы и финны (главным образом на юго-западе полуострова), а также коми-ижемцы и ненцы (преимущественно в восточных районах). Ижемцы и ненцы переселились вместе со своими оленьими стадами на Кольский полуостров в конце 80-х годов XIX в. из Ижемско-Печорского края, где перед этим прошли сильные эпизоотии, вызвавшие массовые падежи оленей.

В последующие десятилетия XX в. национальный состав Мурманской области становится еще более смешанным. Однако саамы не только не растворяются в среде другого населения, но довольно стойко сохраняют родной язык и свое этническое самосознание.

Саамы - народ крайне самобытной культуры. Его редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой и с давних пор привлекало к себе внимание исследователей.

Комментарии  

AYurjev
#15 AYurjev 15.07.2014 14:48
Сайт saami.su/ заработал с июня месяца. И рядом еще новинка - "Саамские словари": slovari.saami.su/
Цитировать | Сообщить модератору
swift
#14 swift 20.02.2014 21:24
Цитирую AYurjev:
Сайт пока не поднял. Причины те же.
Начинаю работать над большим разделом нового saami.su. Сюрприз будет. :roll:
ПыСы. Saami.su делался в начале 2000х. Когда представительство кольских саами в Инет практически не было. Сейчас ситуевина изменилась. Есть быстрый Inet, и соц.сети, и блоги , и журналы, и т.п. Может сайт и не нужен?

Сайт нужен! В чем-то Вы правы, появилось множество возможностей, но информация разрознена, но и это не главное. Сайт saami.su был первым. И нашел я его очень как мне казалось просто, набрал в строке saami и сразу вышел на сайт, с которого все и началось. И таких как я очень много. Так, что сайт нужен!
Цитировать | Сообщить модератору
AYurjev
#13 AYurjev 20.02.2014 11:49
Сайт пока не поднял. Причины те же.
Начинаю работать над большим разделом нового saami.su. Сюрприз будет. :roll:
ПыСы. Saami.su делался в начале 2000х. Когда представительст во кольских саами в Инет практически не было. Сейчас ситуевина изменилась. Есть быстрый Inet, и соц.сети, и блоги , и журналы, и т.п. Может сайт и не нужен?
Цитировать | Сообщить модератору
swift
#12 swift 13.02.2014 13:40
Цитирую Алексей:
У вас ссылка на сайт о саами. Но сайт не работает :sad:

Сайт saami.su уже давно не работает
Цитировать | Сообщить модератору
Л.К.
#11 Л.К. 13.02.2014 12:08
Александр, сайт Саами не работает!!!
Цитировать | Сообщить модератору
AYurjev
#10 AYurjev 28.01.2014 12:00
Цитирую Тадьян:
Саша,доброго времени суток! Как смотришь на то, чтобы ссылку на твой сайт разместить на официальном сайте НКЦ? Готовы сотрудничать! С уважением, Татьяна Сечко

Почему нет? Размещайте. И я забабахаю окошечкр с баннером. Вот и сотрудничество!
Цитировать | Сообщить модератору
Тадьян
#9 Тадьян 28.01.2014 03:50
Саша,доброго времени суток! Как смотришь на то, чтобы ссылку на твой сайт разместить на официальном сайте НКЦ? Готовы сотрудничать! С уважением, Татьяна Сечко
Цитировать | Сообщить модератору
Тадьян
#8 Тадьян 28.01.2014 03:46
Саша, как смотришь на то, что мы на официальном сайте НКЦ дадим ссылку на твой сайт? Есть большое желание сотрудничать ))) С уважением, Татьяна Сечко
Цитировать | Сообщить модератору
Екатерина
#7 Екатерина 18.08.2013 12:43
Саамы еще есть и живут некоторые представители этой народности в Ловозере. Сама лично видела... Никуда они не исчезли.
Цитировать | Сообщить модератору
swift
#6 swift 10.01.2013 02:30
Цитирую Гуест:
Поддерживаю. Хоть на сайте познакомится с исчезнувшим народом

Наверное нельзя говорить о саами как об исчезнувшем народе. Все-таки они существуют.
Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий



АнтиСпам (абсолютная точность совмещения картинок необязательна)

Погода

Ловозеро »

Метеорология - наука точная.
Бубен надо держать в ЛЕВОЙ руке.

 

Другие источники

Астрономия

Солнце

11.12.2017
Восход 12:18
Заход 12:48
Ловозеро. Широта: 68.00638. Долгота: 35.01589.

Луна

Финансы

Курсы валют

к RUR

GBP
1
GBP
79,2147 -0,8385
USD
1
USD
59,2348 -0,0463
EUR
1
EUR
69,8023 0,1589
NOK
10
NOK
70,8677 -0,3203
UAH
10
UAH
21,8498 -0,0160
SEK
10
SEK
69,9282 0,1948
Дата: 12.12.2017
Источник: ЦБ РФ

Информация является справочной и может меняться в течение дня.

Банки

банки в районе Онлайн

 

Гороскоп

 

В гороскопы можно не верить, но читать надо регулярно

Праздники

Вчера:  Всемирный день футбола День прав человека. ВС
Сегодня:  Международный день танго Международный День горных возвышенностей (14 лет) Закон «О выборах в Государственную думу» (112 лет) День священномученика Серафима. ПН
Завтра:  День Конституции РФ (24 года). ВТ
В ближайщее время: 
через 02 дня: День Cвятого апостола Андрея Первозванного. СР (13.12.2017)
через 04 дня: День памяти журналистов, погибших при исполнении. ПТ (15.12.2017)
через 05 дней: День риэлтора. СБ (16.12.2017)
через 06 дней: День ракетных войск стратегического назначения (22 года) День защиты прав «секс-работниц» от насилия и жестокости (16 лет) День Святой Варвары День сотрудников Государственной фельдъегерской службы. ВС (17.12.2017)
через 07 дней: Международный день мигранта (17 лет) День подразделений собственной безопасности ОВД РФ (22 года) День работников органов ЗАГС (100 лет) Указ об учреждении губерний (309 лет). ПН (18.12.2017)

Фраза/анекдот

  Яндекс.Метрика
 
  Участник рейтинга лучших сайтов
© Ловозерье, 2011-2017